-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей: 10872
 омментариев: 5979
Ќаписано: 16910


ѕочему жить по правилам русского Ђƒомостро€ї дл€ мужчин было т€желее, чем дл€ женщин...

¬оскресенье, 28 ‘еврал€ 2021 г. 19:51 + в цитатник

–укописный сборник житейских законов «ƒомострой», по€вившийс€ в Ќовгороде в XV веке, был долгое врем€ почитаем в русских домах. —егодн€ ошибочно считаетс€, что те правила жестко ограничивали права женщин, в то же врем€ надел€€ обширными привилеги€ми мужчин. Ќо стоит вникнуть в содержание средневековых рукописей, чтобы пересмотреть ошибочный взгл€д. ¬ «ƒомострое» куда больше ограничений адресовано как раз сильной половине человечества. »менно на мужчинах, по мнению авторов книги, лежит ответственность за себ€, семью, общество и отечество.

–емесло – не по призванию

–емесло наследовалось от отца.

ƒо вступлени€ в брак юный мужчина неограниченно подчин€лс€ отцу, спорить с которым запрещалось. Ѕез родительского ведома юноша не имел права выбора ремесла на будущее. ѕо традиционным русским усто€м сын продолжал дело отца. ƒаже решение прин€ть монашеский постриг дозвол€лось лишь с благословени€ родител€. —амоволие жестко каралось. “ого сына, который противитс€ воле старших в семье, можно было наказывать не только крепкой рукой, но и плетью. —читалось, что существенного урона здоровью это не нанесет, а вот мысли обелит.

Ќевеста - выбор родителей

Ќевеста подбиралась сыну родител€ми.

—егодн€шние мужчины не спешат св€зать себ€ брачными узами. ѕри "ƒомострое" такими вольност€ми молодой человек не располагал. ќн беспрекословно женилс€ на той, которую выберут родители, и тогда, когда они посчитают нужным. —праведливости ради нужно сказать, что девушек тоже не особо спрашивали. Ѕрак в эпоху «ƒомостро€» полностью зависел от родительских планов и способности будущих сватов договоритьс€ о совместном будущем жениха и невесты. ѕричем того, кто долго оставалс€ одиноким, считали неполноценным, а сознательный отказ от создани€ семьи рассматривалс€ как уклонение от божьей воли. ¬ поучительных текстах осуждалось и то, что мужчина оставл€л близких, решив уйти в монастырь.

∆изнь женатого - по строгому расписанию

ћуж был дл€ жены учителем, кормильцем и защитником.

ѕосле женитьбы парень становилс€ во всех смыслах главой семьи. «ƒомострой» предписывал ему непрерывные об€занности и зан€ти€. —вободное врем€ и безделье расценивались как путь к вредным мысл€м. ƒомостроевска€ традици€ подразумевала, что мужчина должен быть готов нести за своих домочадцев полную и главную ответственность, как государь отвечает перед Ѕогом за свой народ. —емь€ называлась начальной структурной единицей социума. ќ расторжении брачного союза не могло идти и речи. ƒаже если супруги на дух друг друга не переносили и оба страдали, шансов дл€ таких маневров не было. «апрещалось и жить порознь, лишь номинально сохран€€ видимость брака.

ѕри этом, во избежание внутрисемейных разногласий в «ƒомострое» имеетс€ целый р€д рекомендаций дл€ четкого распределени€ об€занностей и достижени€ взаимопонимани€.  нига гласит, что супруги должны вместе принимать решени€, касающиес€ ведени€ домашнего хоз€йства. ѕричем мужчине полагалось вникать даже в тонкости этой стороны семейного быта. ƒедовскими традици€ми мужу предписывалось общатьс€ с женой наставническим тоном. ”чить вторую половину уму-разуму позвол€лось даже с задействованием плЄтки, если слова не достигали ее понимани€. Ќо всЄ это допускалось на фоне того, что мужчина взваливал на себ€ т€готы и заботы об обеспечении всем необходимым семьи и рода.

ƒомостроевский мужчина – надежный кормилец и ответственный заступник. Ётот образцово-показательный, на современный взгл€д, семь€нин не имел права оставить жену на произвол судьбы в угоду каким-то личным волеизъ€влени€м. ѕричем, материально-финансова€ ответственность за супругу и детей выдающимс€ достоинством не считалась, и ни одному главе семьи даже в голову не пришло бы хвалитьс€ эдаким обсто€тельством. ѕодразумевалось, что мужчина домостроевской эпохи не загл€дываетс€ на других женщин, отдава€ все свое мужское внимание только супруге. Ћюбовницы и гаремы из крепостных пришли на –усь значительно позже - к XVIII столетию.

∆енские дела – под запретом

√лава семьи на –уси должен был находить врем€ на всех.

¬се врем€ семейного мужчины было расписано буквально по минутам. –емесла, молитва и посещение церкви, перерывы на приемы пищи, воспитание детей, встреча гостей, визиты к родственникам, хоз€йственные дела – из таких правых дел складывалс€ список «богоугодных» зан€тий. «ƒомострой» критично относилс€ ко вс€кому праздному врем€препровождению и виду мужского досуга. Ќекоторые зан€ти€, кажущиес€ современному человеку вполне безобидными, считались в XVI веке недопустимыми в жизни авторитетного главы семьи. ќн жестко осуждалс€ по причине множества допущенных им ситуаций. ѕорицалось обжорство и злоупотребление увеселительными напитками. —мертным грехом считалось несоблюдение православных постов и не почитание религиозных праздников. ќбщественным мнением карались разгульный образ жизни и колдовство.

ѕренебрежени€ удостаивались мужчины-скоморохи, зан€тые пл€сками, играми и «бесовским пением». ќсуждались даже кости и шахматы.  роме того, пор€дочный семейный христианин не должен был зарабатывать на таких видах де€тельности, как ростовщичество либо торговл€ алкогольными напитками. Ѕыли и такие сферы зан€тости, которые считались сугубо женскими. «ƒомострой» четко предписывал: преподавать дочер€м рукоделие - об€занность матери, отец же учит сыновей ремеслу. “о есть, шить, вышивать и в€зать достойному мужчине не полагалось.

Ѕезоговорочна€ покорность власт€м и церкви

ƒуховное воспитание детей тоже входило в ответственность супруга.

ѕомимо семейно-бытовых мужских предписаний, «ƒомострой» содержал в себе свод общественно-церковных об€занностей.  аждый мужчина об€зывалс€ чтить веру, церковь и государ€, будучи готовым при необходимости безропотно защищать ќтечество. ѕричем, вопрос касалс€ не срочной, как сегодн€ бы сказали, службы, а участи€ в полноценных боевых действи€х. ѕри этом русскому мужику не разрешалось рассуждать о том, что правитель или церковь ущемл€ют его личные права. »мелись и отдельные предписани€ на отношени€ с мирской властью. ѕокорность от мужчины требовалась и во взаимоотношени€х с р€довыми чиновниками, нередко злоупотребл€ющими полномочи€ми.

ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку