-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей: 10900
 омментариев: 5989
Ќаписано: 16948


»звестные фамилии, которые потер€ли большую букву, став нарицательными...

—реда, 16 ƒекабр€ 2020 г. 23:30 + в цитатник
ƒонасьен јльфонс ‘рансуа де —ад и прижизненное издание романа «∆юстина, или несчасть€ добродетели», 1791

¬ истории существует множество способов создать нерукотворный пам€тник человеку. ћожно, например, написать о нем книгу, назвать его именем улицу или даже город. Ќо, наверное, одной из самых долговечных €вл€етс€ пам€ть лингвистическа€, когда им€ геро€ или злоде€ сохран€етс€ в самом €зыке, переход€ в категорию нарицательных. ѕотер€ большой буквы при этом – невелика€ цена, ведь такое слово может жить в веках и даже тыс€челети€х.

Ќекоторые фамилии превращаютс€ в обобщенные пон€ти€ буквально на наших глазах (достаточно вспомнить ћихаэл€ Ўумахера), а вот многие уже настолько вросли в речь, что мы даже не догадываемс€ о реально существовавших когда-то эпонимах – так называют людей-прототипов.

–оберт Ћовелас

Ўон Ѕин в роли –оберта Ћовеласа, фильм « ларисса», 1991 г. и картина Ћуи Ёдуард ƒюбюф «ѕохищение Ћовеласом  лариссы √арлоу»

Ёто нарицательное им€, которым награждают ветреных распутников, €вл€етс€ пам€тью романа —эмюэла –ичардсона « ларисса».  нига пользовалась бешеной попул€рностью у читателей 18 века. ќбраз молодого аристократа, погубившего честную и целомудренную девушку, оказалс€ настолько €рким, что, к ужасу самого автора, затмил фигуру нежной  лариссы. –ичардсон сетовал, что этот распутник нравитс€ даже добропор€дочным гражданам.   слову, сегодн€ така€ особенность зрительского воспри€ти€ «плохих парней» не только не удивл€ет современных авторов, но и активно ими эксплуатируетс€. “ак или иначе, но слово прижилось и благополучно существует до сих пор (правда, как отмечают лингвисты, используетс€ оно только в русском и украинском €зыках).

»ван ѕетрович  улибин

ѕортрет ». ѕ.  улибина кисти ѕ. ѕ. ¬еденецкого (Ёрмитаж)

«наменитый самородок русской земли, прозванный «нижегородским јрхимедом», €вл€етс€ дл€ нас символом самодельного творчества. Ќаиболее известными его изобретени€ми были: проект моста через Ќеву, ахроматический микроскоп, фонарь-прожектор, речное судно с лопастным двигателем, винтовой лифт, самокатна€ повозка и многое другое. ѕерва€ же работа молодого мастера – уникальные часы с музыкальной шкатулкой и мини-театром так покорили ≈катерину II, что императрица приблизила к себе  улибина. »звестно, что »ван ѕетрович был человеком очень скромным и не любил мен€ть свои привычки. ƒаже зан€в пост заведующего механической мастерской ѕетербургской академии наук, он везде ходил в длиннополом кафтане, сапогах и носил окладистую бороду, отвеча€ на многочисленные шутки в свой адрес. ѕечально, что многие его важные проекты так и не были реализованы.

√ай ÷ильний ћеценат

“ьеполо ƒжованни Ѕаттиста «ћеценат представл€ет императору јвгусту свободные искусства»

Ётого государственного де€тел€ ƒревнего –има можно было бы назвать первым министром культуры своего времени. Ѕудучи личным другом и помощником императора ќктавиана јвгуста, он не только занималс€ государственными делами, но и считалс€ известным покровителем из€щных искусств. ћеценат оказывал помощь многим талантливым поэтам того времени, в том числе ¬ергилию и √орацию. ¬ отношени€х с императором он был неподкупен и любил «резать правду-матку в глаза». ¬прочем, монарх именно за это его и любил. ѕам€ть о покровителе талантов сохранилась, веро€тно, благодар€ тому, что многочисленные подопечные прославл€ли ћецената в своих бессмертных произведени€х.

ѕапарацци (“ацио —еккь€роли)

 адр из фильма «—ладка€ жизнь», 1960 г. и прототип одного из героев - фотограф “ацио —еккь€роли

ќбраз пронырливого журналиста, повсюду сующего свою фотокамеру, впервые по€вилс€ в фильме ‘едерико ‘еллини «—ладка€ жизнь». ‘амили€ этого персонажа – ѕапараццо, стала с тех пор нарицательной. ” данного кинематографического геро€ был живой прототип – италь€нец “ацио —екь€ролли. Ќачав свою карьеру с уличного фотографа, он постепенно стал одним из основателей агентства «–ома ѕресс ‘ото» и личным фотографом —офи Ћорен.

Ётьен де —илуэт

ƒанный эпоним вовсе не был человеком, придумавшим вырезать из черной бумаги фигуры и лица. ≈го им€ попало в нарицательные благодар€ шутке (возможно, даже не очень-то удачной). ћолодой, активный и очень де€тельный финансист был прин€т ко двору корол€ Ћюдовика XV благодар€ протекции самой маркизы де ѕомпадур. —тав генеральным контролером финансов ‘ранции, —илуэт предложил крайние меры дл€ наполнени€ истощенной королевской казны: налог на роскошь и временный запрет увеселительных меропри€тий. «нать ответила ему, естественно, гор€чей ненавистью и остроумным прозвищем дл€ модных тогда плоских картинок – шутникам показалось, что скупой минимализм этих изображений соответствует характеру предлагаемых реформ.

ƒонасьен јльфонс ‘рансуа де —ад (ћаркиз де —ад)

ƒонасьен јльфонс ‘рансуа де —ад и прижизненное издание романа «∆юстина, или несчасть€ добродетели», 1791

ѕроповедь абсолютной свободы и права человека получать удовольстви€ любыми способами прославила этого французского аристократа, писател€ и философа. ¬последствии сексолог –ихарда фон  рафт-Ёбинга придумал термин «садизм» - так стали называть жестокость в сексуальных отношени€х. ѕозднее это слово получило более общее значение. —ам же писатель за неоднократные акты насили€ приговаривалс€ то к тюремным заключени€м, то даже к смертной казни (позднее приговор был см€гчен). ¬ тюрьме он продолжал писать порнографические романы и умер душевнобольным.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку