-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 17201


ярмарочные забавы на –уси

—уббота, 10 јпрел€ 2021 г. 23:01 + в цитатник
–усска€ €рмарка

—коморохи, вертеп, ѕетрушка, балаган – вот чем весел русский человек. ¬от она – пЄстра€ и шумна€ €рмарка. Ёто и место народных гул€ний, и сцена, на которой разворачиваетс€ действие, не подвластное ни одному режиссЄру. Ќа €рмарке мен€лись лавки и товары, однако развлечени€ традиционно оставались одними и теми же.

’оровод.

»менно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселени€ на €рмарочных гул€ни€х. ¬ хороводах всегда участвовало большое количество людей. Ёта забава об€зательно сопровождалась пением и музыкой. ќднако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. “ак, на –уси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Ќачинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». ’оровод сопровождалс€ игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Ѕлагодар€ хороводам по€вились и певцы-запевалы.

–усский хоровод

ѕл€ски.

ќ русской пл€ске говор€т, что она разорвала круг хоровода. ѕл€ска на слав€нских €рмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноватьс€ друг с другом в удали и прыти. ≈сть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, котора€ сопоставима с подготовкой самбиста. Ќапример, русска€ прис€дка – умение задеть противника ногой в любом положении. ѕобедител€ пл€сок определ€л народ, который собиралс€, чтобы поглазеть это меропри€тие.  ак правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движени€.

ћиниатюра «»грища слав€н» из –адзивилловской летописи XV в.

—коморохи.

—коморохи всегда занимали на €рмарках особое место. —огласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи по€вились еще в XI веке, став прародител€ми первых профессиональных актЄров театров, хот€, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами.  ак правило, скоморохами были люди без крыши над головой, брод€щие по свету от €рмарки к €рмарке. “радиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. “ак, в царской грамоте 1648 говоритс€, чтобы «скоморохов с домрами, и с гусл€ми, и с волынками, и со вс€кими играми в дом к себе не призывали».

–усские скоморохи

Ѕалаган.

Ёто €рморочное увеселение по€вилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую попул€рность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. ѕримечателен тот факт, что именно таким малопри€тным названием на –уси обозвали первые народные театры. »грали в балаганах скоморохи, которые развлекали €рморочных зевак не только шутками и песн€ми, но и театральным действием на специальном помосте. ” большинства из них даже был свой владелец. ѕо богатству убранства и оформлени€ балагана, можно было судить и о благососто€нии его хоз€ина.

ј. ѕопов. Ѕалаганы в “уле на —в€той неделе. 1873

¬ертеп.

ѕервый кукольный театр под названием вертеп по€вилс€ на €рмарках лишь с распространением на –уси христианства. ¬се постановки показывались люд€м в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на дерев€нные штырьки. ¬ертеп был известен во всех слав€нских земл€х. Ќаиболее попул€рными мотивами ¬ертепа были мотивы на библейскую тематику. ¬с€ка€ истори€, рассказанна€ в вертепе, была проста и поучительна. ¬се персонажи и действи€ были пон€тны каждому посетителю €рмарки. “радиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Ѕогородица, осел, бык, младенец и ÷арь »род.

ћедвежьи пл€ски и спектакли.

 уда в –оссии без медведей. » это вовсе не миф, созданный иностранцами. ћедвежьи пл€ски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на –уси и имели широкую попул€рность.  ак правило, медвежьи выступлени€ разнообразием не отличались, зато их сопровождали €звительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. ∆ивотные выполн€ли р€д несложных движений, показыва€ как баба платок зав€зывает, как мужик портки надевает, как з€т€ тЄща угощает и т.д. Ётакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди €рмарочной публики.

“анцующие медведи

–аЄк.

ƒругим весьма попул€рным и необычным увеселением на €рмарках был раЄк, пришедший в землю русскую из западной ≈вропы. –аЄк – это большой €щик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. Ќа одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. „ерез одну из них, в раЄк могли смотреть зеваки.  огда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. »зображени€ эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. ѕри этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей дидже€, поскольку он приговаривал во врем€ демонстрации различные шутки и прибаутки.

–усский раек, гравюры XIX века.

 укольное представление с ѕетрушкой.

ѕетрушка всегда был главным героем €рмарочных увеселений. ѕервое упоминание о нЄм относитс€ к 1630 году. јдам ќлеари€, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают дл€ «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. ѕетрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-пискл€вым голосом. ѕо сюжету представлени€ ѕетрушка сваталс€, устраивалс€ на работу, напивалс€ и попадал в самые разные забавные ситуации.  н€зь ƒолгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «ќписывать нечего: вс€кий видел, что это такое; дл€ мен€ нет ничего смешнее и того, кто представл€ет, и тех, кто смотр€т. ...«рители хохочут и очень счастливы».

¬ечно молодой ѕетрушка

 улачные бои.

Ќередко на €рмарках проходили и кулачные бои, которыми –усь славилась с древних времен. Ѕои такие были не только потехой, но и сост€занием. ”частие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положени€ в обществе. ¬ кулачных бо€х, несмотр€ на кажущуюс€ простоту, была жестка€ система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению бо€. Ѕить противника можно было только кулаками. Ќаиболее распространенными видами кулачного бо€, были: один на один, стенка на стенку или «сцепл€лка-совалка», котора€ на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самосто€тельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. ¬ таких бо€х мужчины про€вл€ли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещЄ считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь», набежавшую за дни рутинных забот.

—апог на столбе.

ќсобой попул€рностью эта проста€ забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. «аплатив всего мед€к, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на дерев€нный столб, вкопанный в землю. Ќаверху такого столба находились новые сапоги – особа€ ценность в те времена.  оли удалец добиралс€ до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. ¬прочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Ќо такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.

 арусель на Ќижегородской €рмарке, конец XIX века

—тоит отметить, что традици€ €рмарок и €рмарочных гул€ний дола и до нашего времени. ѕричЄм провод€тс€ €рмарки не только в –оссии.

ћетки:  
ѕонравилось: 3 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку