-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей: 9689
 омментариев: 5665
Ќаписано: 15408



—лав€нский хоррор: самые страшные существа мифов и легенд

—уббота, 06 ќкт€бр€ 2018 г. 23:47 + в цитатник



Ќекогда забытый отечественный фольклор сегодн€ возрождаетс€ в литературе и кинематографе. Ќа экраны уже вышло несколько фильмов о русалках, домовых и прочей нечисти, а в сюжеты романов проникли кикиморы, черти и лесные духи. » то ли еще будет! ћы решили вспомнить, кого бо€лись наши предки и их соседи.

ѕолудница и Ќощница


ƒва женских демона-антагониста, персонифицированные выражени€ переломного времени суток как периода, опасного дл€ человека.  ак видно из имен, одна по€вл€лась в середине дн€, друга€ — в середине ночи.

–од де€тельности. ѕолудница наказывает тех, кто работает в полдень. Ќарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти. ќставленного без присмотра младенца об€зательно заменит своим собственным.

¬нешность. ѕолудница и Ќощница разные не только по времени по€влени€, но и по внешности. ≈сли перва€ по€вл€етс€ в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи), то втора€ — в виде уродливой когтистой бабы в черном. ∆ители ѕольши представл€ли себе Ќощницу как птицу или летучую мышь, а белорусам она казалась черным мохнатым черв€ком.

—пособ защиты. —пасти от обоих демонов могут только заговоры и обереги. ќхотитьс€ бессмысленно, только проблем наживете.

Ѕаба яга


‘ольклорно-сказочный персонаж, встречающийс€ у западных, южных и восточных слав€н. Ќесмотр€ на то, что в адаптированных сказках дл€ детей яга оказываетс€ почти комическим героем, изначально — это демон, служащий проводником в мир мертвых. ќтсюда и кост€на€ нога, помогающа€ ей переходить в «тридев€тое царство».

–од де€тельности. ¬орует детей и пытаетс€ зажарить их в печке или поджидает добрых молодцев в избушке на курьих ножках. ќбраз самой избушки св€зывают с домовинами, в которых хоронили умерших многие северные народы, — этим и объ€сн€етс€ то, что у Ѕабы яги «нос в потолок, губы на притолоке вис€т». „асто персонаж выступает волшебным дарителем, но только после того, как герой пройдет испытание в ее избе. «ƒобры молодцы», приход€щие к ней за помощью, проход€т своеобразный обр€д, который исследователи св€зывают с погребальным. ќни пар€тс€ в бане (омовение умершего) и ед€т приготовленную ягой стр€пню (поминальна€ трапеза). “аким образом они временно умирают и перерождаютс€ уже в другом качестве и с другими способност€ми.

¬нешность.  ак мы уже сказали, главным атрибутом Ѕабы яги €вл€етс€ кост€на€ нога. “акже известно, что это горбата€ старуха с большим крючковатым носом, вечно растрепанна€ и не подпо€санна€ (верх неприличи€!). Ќа лубочных картинках она изображаетс€ в зеленом платье, лапт€х и брюках.

—пособ защиты. ≈го нет! ≈динственный совет — не соватьс€ на опушку темного леса и бежать слом€ голову от избушки на курьих ножках.

—тржига


ќт лат. strix, др.-греч. στρίξ, στρίγξ «сова-вампир»), мужской эквивалент strzigůń (стржигун) — персонаж силезских, хорватских, сербских, а также молдавских и румынских мифов.

¬ одних регионах — это демон, в которого превращаютс€ повешенные (чаще такое существо называетс€ стригоем), в других — стржигами рождаютс€. »звестны случаи, когда за них принимали младенцев, по€вившихс€ на свет с прорезавшимис€ зубами.

–од де€тельности. ќбычно стржиги пили кровь, но, если были не очень голодны, могли просто наслать на людей кошмары. —читалось, что после собственной смерти они морили всю семью, а также вставали из гроба и убивали односельчан. ”кушенный стржигой человек превращалс€ в такого же демона.

¬нешность. —огласно некоторым легендам эти существа были рыжими и голубоглазыми. ѕо другой версии, они могли принимать любую внешность. ¬ албанской мифологии, куда проникла истори€ о стржигах или стриго€х, подобную нечисть вообще сложно выследить, так как визуально она ничем не отличалась от остальных. ” стржиг два сердца и две души, одна из которых остаетс€ в теле после смерти.

—пособ защиты. —амый попул€рный и, видимо, действенный метод — вбить осиновый или дубовый кол в сердце, но иногда в –умынии наход€т могилы с железными коль€ми. ¬ычислить могилы стржиг довольно просто: надо провести по кладбищу лошадь и там, где она встанет и откажетс€ идти вперед, вы об€зательно найдете стржигу.

Ћихо (одноглазое)


¬оплощение зла и всех бед, которые только могут свалитьс€ на голову человека. ќбраз этого демона восходит к мифу о циклопах.

¬нешность. Ћихо имеет общий корень со словом «лишение». ” разных народов изображаетс€ с физическими недостатками. —амый распространенный вариант Ћиха — одноглазое, но есть однорукие и одноногие персонажи. Ётимологи€ имени также включает в себ€ значени€ «остаточный», «лишний», и в св€зи с этим Ћихо могло оказатьс€ с лишними пальцами или лишними зубами. —читалось, что люди, родившиес€ с такими недостатками, принос€т несчастье.

–од де€тельности. Ётот демон может выступать и как плото€дное жестокое существо, готовое сожрать незваного гост€, и как злой дух, привлекающий беды, просто наход€сь р€дом. Ћихо несло ответственность и за падеж скота, и за внезапную смерть хоз€ина, и за пожары.

—пособ защиты. ¬ случае, если Ћихо — это глуповатый злой великан, то все советы даны в мифе об ќдиссее и ѕолифеме, а также в русской сказке, удивительно похожей на греческую легенду. Ќо если это бестелесный демон, то, по поверь€м наших предков, помочь могли только амулеты, привлекающие удачу и отпугивающие сглаз.

¬од€ные русалки и мавки


ћифологические существа, когда-то бывшие людьми, но умершие не своей смертью. ¬одными русалками (есть еще лесные и полевые) часто именуют девушек-утопленниц, а мавками станов€тс€ некрещеные младенцы и дети, прокл€тые своими матер€ми.

–од де€тельности. —казка о русалочке, созданна€ ’ансом  ристианом јндерсеном, навсегда закрепила за этими существами славу несчастных страдалиц. Ќо в фольклоре русалки вовсе не были такими милыми и добросердечными. Ёто же относитс€ и к смертельно опасным мавкам. —читалось, что русалки заманивали и топили в водоемах молодых мужчин, могли защекотать путника до смерти или же забросать камн€ми и шишками. ƒевушек русалки на дух не переносили и прогон€ли их из леса. ћавки же нападали на всех незащищенных людей, мст€ за свою раннюю смерть, и воровали младенцев.

¬нешность. „асто русалки и мавки выгл€д€т как молодые девушки. ¬ северных регионах речные русалки могут быть с рыбьим хвостом. ћавки иногда похожи на детей, впрочем, детские персонажи-демоны в фольклоре редкость, так что они, видимо, вырастали, но не старились.

—пособ защиты. Ѕыло несколько способов избавитьс€ от русалки. —амый действенный из них — не снимать нательный крестик. Ќо если это не помогало, то на помощь приходили заговоры. ќдин из них записан этнографом ѕавлом Ўейном:

«¬од€ница, лесовица, шальна€ девица! ќтв€жись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. —тупай в реку глубокую, на осину высокую. ќсина тр€сись, вод€ница уймись. я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водитьс€, не кумитьс€. —тупай в бор, в чащу, к лесному хоз€ину, он теб€ ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а мен€ крещенного тебе не видать»

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку