-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей: 3891
 омментариев: 1688
Ќаписано: 5598

’лебные правила на –уси

¬оскресенье, 29 ќкт€бр€ 2017 г. 23:05 + в цитатник

–усский хлеб — не просто продукт питани€. ѕожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношени€ к этому продукту, как в –оссии. “€желые времена были практически у всех народов, но только у слав€нских народов веками сохран€лось ритуальное отношение к хлебу, как к св€тому, главному и самому почитаемому продукту. »менно, у слав€н существует ритуал поднесени€ хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обр€де, или при встрече почЄтных гостей.

’леб в древнеслав€нской лексике «жито» – это вс€кий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, €чмень и т.д., либо не сжатый хлебный злак. ∆ито образовано от слова «жать». — древних времЄн зерновые культуры составл€ли основу рациона народа, а м€со было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. ‘рукты из сада, грибы и €годы из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питани€, но их не сравнить по калорийности с кашами и печЄными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русска€ изба.

’леб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Ѕожией, царским подарком на столе, и почитаемом, как долонь (лодонь) Ѕога, подател€ хлеба насущного. —тол без хлеба считалс€ «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишЄн внимани€ Ѕожьего.

Ќа –уси отношение к хлебу было почтительным и строгим. “ребоварельные правила поведени€ были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традици€ми, тыс€челети€ми предающимис€ в семье от отца сыну. —ледование своду «хлебных правил» обещало люд€м достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. ¬едь в хлебе, согласно народным предани€м, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом св€зана и лична€ дол€ каждого.

ЅЋј√ќ—Ћќ¬≈Ќ»≈

“опить печь и готовитьс€ к выпеканию хлеба хоз€йки с молитвы начинали благослов€сь с раннего утра. » хлебную муку, и подн€вшуюс€ хлебную квашню стр€пухи крестили, прежде, чем посадить в печь. ¬ традици€х двоевери€ на –уси не забывали и специальные €зыческие заговоры, доставшиес€ от прабабушек: «ѕечка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему». ј прежде, чем приступить к нарезанию испечЄнного хлеба его трижды закрещивали ножом.

’Ћ≈Ѕ Ќј — ј“≈–“№

’леб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по кра€м магическими знаками - оберегами. ¬ противном случае люди рисковали обречь себ€ на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. ’леб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось св€тотатством.

Ќ» ј ќ√ќ —ћ≈’ј за столом

’леб почиталс€ на –уси как св€тын€, за столом нельз€ было сме€тьс€ и даже малышам не позвол€лось баловатьс€. «астолье — это строгий ритуал, по народным предани€м  даже самый невинный смех за столом мог обернутьс€ слезами и самыми суровыми непри€тност€ми.

’Ћ≈Ѕ ќ“–≈«ј“№ Ќќ∆ќћ, Ќќ Ќ≈ Ћќћј“№

Ќа –уси не разрешалось ломать хлеб. ќтломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вс€ жизнь будет ломанна€, как у нищего попрошайки. Ћома€ хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

’Ћ≈ЅЌјя ƒќЋя

ƒревние дохристианские, глубоко народные знани€ и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельз€ оставл€ть надкусанный кусок хлеба. Ѕабушка говорила: «“ак ты свою силу оставл€ешь!», или «Ќадкусанный кусок за тобой гон€тьс€ будет», как сирота брошенна€ родител€ми. ќставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. ¬ религиозно сознании народа –уси кусок хлеба становилс€ носителем благополучной судьбы человека и определ€л его будущий социальный статус. Ќельз€ было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Ќельз€ было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. –усска€ поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберЄшь чужую силу или долю.

’Ћ≈Ѕ Ќ≈Ћ№«я ¬џЅ–ј—џ¬ј“№

— древнейших времЄн в народном сознании сохран€етс€ бережливое отношение к хлебу. ¬ыбрасывать хлеб считалось на –уси т€жЄлым, непростительным грехом. ƒаже заплесневевший хлеб выбрасывать нельз€, его следует скормить птицам.

— прин€тием в 988 г. христианства на –уси квасному хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, прин€той на христианском ¬остоке. »з ¬изантии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб дл€ совершени€ таинства ≈вхаристии.

 

Ёто вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «’лебна€» проблема была одной из самых гор€чих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. ƒело в том, что греческа€ христианска€ церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный дл€ причасти€ как кислый, квасной.   этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках называлс€ он artos, что означало пшеничный хлеб, подн€вшийс€ на закваске.

¬ отличие от греческой ортодоксальной церкви, латин€не римско-католической церкви отстаивали необходимость использовани€ дл€ этого пресного хлеба, или по-русски «опресноков». —торонники –имского папы цитировали апостола ћатфе€: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Ќа –уси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеба, ставшего основой питани€ наших предков, и так нелюбимого в католической западной ≈вропе.

ћногие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. ќб этом говоритс€ в житии преподобного ‘еодоси€ (1031—1091), игумена ѕечерского монастыр€, который не раз сам молол жито дл€ хлеба, вместе с пекар€ми месил тесто и выпекал ржаной хлеб. ¬ начале XII века другой послушник той же обители, преподобный ѕрохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случилс€ на –уси голод, кормил им нуждающихс€.

ѕшеничный хлеб упоминаетс€ в произведении XII века — «—лове», или «ћолении ƒаниила «аточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб €вл€ет». »звестно также, что сам —ергий –адонежский, будучи игуменом —в€то-“роицкой лавры в XIV веке, размалывал зЄрна на ручных жерновах и выпекал хлеб.

»з свода житейских правил XVI века «ƒомостро€» узнаЄм, что хлеба тогда на –уси пекли много, причЄм в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относились к хлебу бережно: «ј в житницах, и в закромах, у ключника бы вс€кое жито и вс€кий запас брежно».

¬ «ƒомострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «’леб ржаной свойством теплее €чменного, и есть его нужно здоровым люд€м, он им придаст силы; больным же люд€м следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней». ƒалее следует совет остерегатьс€ недопеченного, гор€чего и слишком м€гкого хлеба, дабы не навредить желудку.

’леб XV-XVI веков был натуральной закваске, не похожей на нынешние «быстрые сухие дрожжи». ƒревнерусский хлеб наверное пришЄлс€ бы по вкусу современному русскому человеку. –жаной хлеб и сегодн€, как и тыс€чу лет назад, очень т€жело воспринималс€ современниками-иностранцами. »звестно мнение ѕавла јлеппского, который в книге «ѕутешествие антиохийского патриарха ћакари€» писал: «ћы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейша€ халва. ћы же совершенно не в состо€нии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». —егодн€ иностранцы именно так и говор€т о ржаном русском хлебе «кисел, как уксус», и не пон€ть им русской души, если они не понимают вкуса русского хлеба.

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Juliett_Nemo   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ќкт€бр€ 2017 г. 10:26 (ссылка)
ј ведь некоторые вообще ’Ћ≈Ѕ не ед€т!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћариотик   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 10 Ќо€бр€ 2017 г. 20:20 (ссылка)
Ѕлагодарю за прекрасную тему!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку