-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей: 2726
 омментариев: 747
Ќаписано: 3486

‘акты и домыслы об электричестве в древности

¬торник, 31 январ€ 2017 г. 10:50 + в цитатник

 


ѕо странному стечению обсто€тельств археологи порой обнаруживают загадочные предметы, которые не вписываютс€ в наше представление о древних культурах. »х существование не мог предположить ни один историк, и все-таки они есть. ”ченые окрестили их «Out of Place Artefacts» — «искусственные предметы странного происхождени€».

—уд€ по ним, древние греки умели создавать аналоги компьютера (јнтикитерский механизм), жители ѕарфии примен€ли гальванические элементы, а египт€не — лампы накаливани€.

— чем мы имеем дело? — искусными фальсификаци€ми? »ли историю развити€ техники надо переписывать заново?

ќдна из находок, встреченных не на своем месте, — знаменита€ «багдадска€ батарейка». ¬ 1936 году при раскопках близ Ѕагдада австрийский археолог ¬ильгельм  Єниг обнаружил кувшин, изготовленный две тыс€чи лет назад парф€нским гончаром.

 

¬нутри невзрачного светло-желтого сосуда высотой 15 сантиметров находилс€ медный цилиндр. ≈го диаметр составл€л 26 миллиметров, а высота — 9 сантиметров. ¬нутрь цилиндра был вставлен железный стержень, полностью проржавевший. ¬се детали были залиты асфальтом, скрепл€вшим их.

¬ своей книге «¬ потер€нном раю» ¬ильгельм  Єниг педантично описал находку:
«¬ерхний конец стержн€ примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Ќижний конец железного стержн€ не доставал до днища цилиндра, на котором находилс€ слой асфальта толшиной примерно три миллиметра».

Ќо дл€ чего предназначалс€ этот сосуд? ќставалось только гадать.
«√лин€ный кувшин с медным элементом нашли в доме за пределами селени€; вблизи него лежали три глин€ные чаши с магическими надпис€ми; в руинах —елевкии на “игре нашли похожие медные элементы».

ƒл€ чего-то они были нужны! » ведь нельз€ забывать, что IIl-II века до нашей эры, по признанию историков, были одним из самых плодотворных периодов в развитии науки и техники.

„ерез несколько лет  Єниг обнародовал неожиданную гипотезу.  увшин мог служить гальваническим элементом — проще говор€, батарейкой. «Ќужно было лишь налить туда кислоту или щелочь», — предположил исследователь.

Ёто подтвердили и опыты. ѕрофессор ƒж.Ѕ. ѕерчински из университета штата —еверна€  аролина изготовил такой же кувшин, наполнил его п€типроцентным винным уксусом, подключил вольтметр и убедилс€, что между железом и медью создаетс€ напр€жение, равное 0,5 вольт.
Ќемного, но все-таки! –аботала эта антична€ батарейка в течение 18 дней.

«начит, парф€не — извечные соперники римл€н на ¬остоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, — могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Ќо дл€ чего? ¬едь в ѕарфии, как и в ƒревнем –име, — уж это мы точно знаем! — не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

ј что как нет? „то если во всем виноваты «темные века», лишившие европейцев исторической пам€ти? » «век электричества» наступил не во времена ‘араде€ и яблочкова, а в дохристианскую эпоху?

«Ёлектрическое освещение имелось еще в ƒревнем ≈гипте», — утверждают ѕетер  расса и –айнхард ’абек, посв€тившие доказательству этой идеи свою книгу.

»х основной аргумент: рельеф из храма богини ’атор в ƒендере, созданный в 50 году до нашей эры, во времена царицы  леопатры. Ќа этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. ¬нутри колбы извиваетс€ зме€; ее голова обращена к небу.


ƒл€  рассы и ’абека все €сно. Ётот рельеф — технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а зме€ аллегорически изображает нить накала. — помощью таких ламп египт€не освещали темные коридоры и комнаты. ¬от, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, котора€ осталась бы, пользуйс€ они масл€ными лампами. ¬се дело в энергетике!

«абавна€ гипотеза, но правды в ней ни на вольт. ћощность «багдадской батарейки» очень мала. ƒаже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт — что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! — пришлось бы составить вместе сорок багдадских батареек. ѕодобна€ конструкци€ весит дес€тки килограммов.

«ƒл€ освещени€ всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233 600 тонн», — педантично подсчитал физик ‘ранк ƒЄрненбург. Ётим цифрам особой веры тоже нет, но смысл €сен: гальванические элементы античности должны попадатьс€ ученым на каждом шагу. Ќо это не так!

”дивились и электрики. ƒаже сегодн€ нет такой гигантской лампы накаливани€, как изображенна€ на этом рельефе. » хорошо, что нет. ѕодобные колоссы опасны: ведь сила разрушени€ лампы под действием атмосферного давлени€ возрастает по мере увеличени€ ее объема.

≈гиптологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столети€ и открыти€. –ельеф полон символики. —ам иероглифический способ письма побуждал египт€н видеть за изображени€ми нечто иное — то, что подразумеваетс€. –еальность и ее образ не совпадали. Ёлементы египетских рельефов были скорее словами и фразами, которые надлежало пон€ть.

»так, по мнению специалистов, на рельефе в ƒендере изображена небесна€ барка бога —олнца –а. ѕо веровани€м египт€н, —олнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. «десь его символизирует зме€, котора€, как считали в стране фараонов, возрождаетс€ вс€кий раз, когда сбрасывает кожу. —амый спорный элемент изображени€ — пресловута€ «колба». ƒаже египтологи не знают, как ее истолковать. ¬озможно, она обозначает «горизонт».

„то касаетс€ обстановки, в которой создавалс€ рельеф, то рабочие наверн€ка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. ¬ ƒолине царей археологи встречали изображени€, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их.

ј почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? ј вот и неправда ваша! ≈сть они. јрхеологи не раз находили подобные п€тна. ѕришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Ќо если «багдадские батарейки» не использовались дл€ освещени€ жилищ и гробниц, дл€ чего они были нужны? ≈динственное приемлемое объ€снение дал немецкий египтолог јрне Ёггебрехт. ¬ его коллекции имелась небольша€ статуэтка египетского бога ќсириса, покрыта€ тончайшим слоем золота. ≈е возраст — примерно 2400 лет.

—делав копию фигурки, Ёггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. «атем соединил дес€ть глин€ных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питани€ к ванне. „ерез несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. Ќа такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. ¬едь дл€ нанесени€ гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напр€жени€.

» все же загадки остаютс€.

 аким образом парф€не открыли электрический ток? ¬едь напр€жение, равное 0,5 вольт, нельз€ обнаружить без приборов. Ћуиджи √альвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. ќн заметил, что мышцы л€гушки непроизвольно сокращаютс€, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Ѕыть может, древние тоже случайно открыли электричество? ј как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащеес€ в растворе? ј где было сделано это открытие, в ѕарфии или, суд€ по статуэтке, в ≈гипте? ј в других странах знали о нем?  ак-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие.

”вы, нам ничего не известно об этом. Ќе сохранилось никаких письменных упоминаний. »звестный немецкий историк Ѕурхард Ѕрентьес предполагал, например, что использовали это таинственное изобретение лишь в ¬авилоне и его окрестност€х. Ќо как было на самом деле?

ј действительно ли батарейка примен€лась дл€ гальванических работ? »з того, что «это было возможно», не следует ведь: «Ёто так и было». » почему археологи наход€т такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? ќни не могут вырабатывать ток. Ќужен стержень из другого металла. ћожет быть, глин€ные кувшины с металлическими вставками предназначались дл€ другой цели?

— другой стороны, нельз€ и недооценивать предков. ¬се забываетс€. » некоторые вершинные достижени€ той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваютс€ уже по прошествии нескольких веков. ¬ойны, пожары, гибель письменных пам€тников лишь умножают забвение. –уины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретени€ древности.

ћногое исчезло без следа. ¬озможно, утрачены целые направлени€ науки, плоды де€тельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиес€ втайне. » теперь, когда археологи наход€т непривычный артефакт, они не знают, как объ€снить его по€вление. ќн становитс€ неразрешимой загадкой, фразой из книги, котора€ давно сожжена.
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку