-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей: 2384
 омментариев: 579
Ќаписано: 2976

ѕочему шахматные фигуры так называютс€?

—уббота, 28 январ€ 2017 г. 18:11 + в цитатник

Ўахматы - игра очень старинна€ и придумана не у нас. –одилась она в далекой »ндии давным-давно, в 6 веке н.э. ƒревний вариант шахмат называлс€ "чатуранга", что в переводе с санскрита (€зыка древних индийцев) обозначает "четыре подразделени€ войска". ќна была уже очень похожа на наши шахматы. »гра велась на доске 8х8 клеточек (только они были одноцветными, деление на черные и белые по€вилось гораздо позже в ≈вропе).

¬ это врем€ сложились уже все знакомые нам фигуры и лишь ферзь по€вилс€ позднее. √лавное отличие было в том, что в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту (пешки), конницу (конь), боевых слонов (слон) и колесницы (ладь€). ¬ойско возглавл€л раджа - индийский король. ‘игуры были четырех цветов:  чЄрные, зелЄные, жЄлтые и красные.  акой фигурой ходить, определ€лось с помощью игрального кубика (пешка - 1, конь -2, ладь€ - 3, слон - 4, король - 5 и 6). »гра велась до тех пор, пока все фигуры противников не были уничтожены.

чатуранга
ѕравила ходов чатуранги:
ѕешка ходит так же как и сейчас, только нет возможности на первом ходе перепрыгивать через третью линию. ƒойд€ до последней линии она может превратитьс€ только в ту фигуру, котора€ уже есть среди "убитых" противником.
 онь ходит так же как и сейчас.
—лон  ходит по диагонали или вперед, но всего лишь на одну клеточку.
Ћадь€ ходит по вертикал€м и горизонтал€м на одну клеточку.
‘ерзь отсутствует.
 ороль ходит как и сейчас.
 ак расставл€ть фигуры, приведено на рисунке (мы играли вдвоем, поэтому фигуры расставили в соседних углах).
¬ том же трактате Ѕируни приводитс€ легенда о возникновении шахмат. якобы их придумал некий брамин  и предложил сыграть в них царю. ÷арь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "ѕроси все, что хочешь!" - сказал он. » брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. “.е. на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. ¬ математике это называетс€ "геометрическа€ прогресси€"). ÷арь сначала согласилс€ на это условие. Ќо вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску. Ѕолее того, если посчитать количество зерен по формуле, то окажетс€, что всего мирового урожа€ зерна, собранного за всю историю человечества дл€ этого не хватит!
легенда о зернах на шахматной доске
«адача о зернах на шахматной доске
»з »ндии шахматы были завезены в соседние страны: в  итае эта игра стала называтьс€ с€нци, в японии -  сЄги, в “аиланде - макрук. ј персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру  шатрандж. ѕерсы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. ќт игральных кубиков отказались. ¬место четырех игроков стало играть двое, использу€ двойной комплект фигур. “ак как из-за этого получилось два раджи (в ѕерсии его стали называть "шах", как своего правител€), то одного из них несколько "понизили в звании" и второй ражда стал ферзем. ‘ерзь был очень слабой фигурой. ќн мог ходить только по диагонал€м и только на одну клетку. ѕерсы же ввели правило, что игра длитьс€ до тех пор, пока не постав€т мат королю. ≈сли слово "шахматы" перевести с €зыка персов, то получитс€ "шах умер".
»з ѕерсии эта игра в 9 веке пришла в ≈вропу, где ее правила потихоньку мен€лись, пока не стали такими, как мы привыкли сейчас. Ќо в –оссию первоначальный вариант игры попал не из ≈вропы, а через —реднюю јзию. ѕоэтому в названии русских шахматных фигур сохранилс€ дословный перевод с арабского или персидского €зыка. ј лишь потом, в 11 веке, европейские шахматные правила дошли до –уси. »менно из-за этого многие фигуры получили двойное название - одно из старых русских шахмат, второе - из европейских.
ƒавайте разберем значение названий шахматных фигур подробнее.
пешка

ѕешка


—лово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Ёто название означает "пеший солдат".
¬ других европейских. €зыках перевод названи€ этой фигуры тот же самый. ј вот в √ермании название пешки "вauer" значит не солдат, а "кресть€нин".
шахматный конь
 онь
¬ древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. —о временем ее изображение упростили, оставив только кон€. Ќо во многих европейских €зыках шахматного кон€ продолжают называть наездником. ¬о ‘ранции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в јнглии - knight (рыцарь).
ј вот в других €зыках "человеческа€ составл€юща€" из этой фигуры пропала. ” нас она называетс€ просто "конь". ј, например, в √ермании (springer), ѕольше (skoczek), ’орватии (skakač) название его переводитс€ как "прыгун", "скакун".
 
 
слон офицер
—лон
¬ древних шахматах это была фигура, изображающа€ боевого слона с наездником. ≈е название на –уси перевели дословно, получилось "слон".
Ќо в ≈вропе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). ¬ древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шл€пе с бубенчиками. ƒо сих пор во ‘ранции "слон" называетс€  fou (фу), т.е. шут.
ѕозже в разных странах эта особа, приближенна€ к королю, получила более почетные звани€:  епископ (bishop) - в јнглии, бегун (Läufer) - в √ермании, гонец (goniec) - в ѕольше, стрелок (střelec) - в „ехии, охотник (lovec)- в —ловении и ’орватии, офицер - в Ѕолгарии и √реции. » у нас до революции эту фигуру тоже прин€то было называть "офицер". “олько потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". ј вид фигурки оставили прежний, европейский. ѕоэтому шахматный слон похож не на слона (звер€ с хоботом), а на человека в высокой шл€пе (епископа, офицера).
ладь€ тура
Ћадь€
¬ индийской игре ладь€ - это боева€ колесница (ратхи). »зображалась вместе с упр€жкой коней и прав€щей ею возницей. ¬идимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. “а сама€ ѕтица –ух из сказок  "“ыс€чи и одной ночи". » изображать фигуру тоже стали в виде птицы. ј на –уси эту птицу прин€ли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. ќтсюда фигура получила свое им€.
ј внешний вид и другое название этой фигуры - тура, - пришло к нам из ≈вропы. ѕо французски оно означает "башн€" (tour). “ак же французы называют и шахматную фигуру. ѕрактически во всех европейских €зыках ее название имеет смысл "осадна€ башн€", "укрепление": скала (rook) - на английском; башн€ (Turm) - на немецком; вежа, башн€ (wieża) - на польском.
ѕочему же европейцы индийскую колесницу назвали башней? Ёто произошло из-за того, что персидское слово "рух" испанцы, которые первые встретились с шахматами,  восприн€ли как "rocco". “ак у них называли осадные башни. ѕоэтому и изображать эти шахматные фигуры стали не в виде птиц или колесниц, а в виде башенок.
 
ферзь королева
‘ерзь
—лово "ферзь" в русский €зык пришло из персидского. ≈сть несколько предположений, что именно оно значит. ¬озможно "ферзь" - это farzana (мудрец, советник), возможно ferz - "полководец" или "визирь" (первый министр).
¬ ≈вропе в 15 веке "визирь" превратилс€ в "королеву". Ёта весьма слаба€ фигура теперь получила новые возможности - ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем лини€м и диагонал€м на любое рассто€ние. ћногие историки шахмат св€зывают это с ролью в жизни ≈вропы могущественной королевы »забеллы  астильской.
ѕрактически во всех €зыках ферзь стал называтьс€ королевой или дамой. ¬о ‘ранции и √ермании - Dame, ¬ »талии - Donna, в јнглии - Queen, в Ѕолгарии - ÷арица, ¬ ћакедонии -  ралица.  Ћюбопытно, что только в ѕольше по€вилось собственное название дл€ ферз€ - гетман (hetman).
»з ≈вропы и пришло к нам наше разговорное название дл€ ферз€: "королева".
шахматный король
 ороль
Ўахматный король во всех €зыках обозначает верховного правител€.
¬ јнглии - кing, в √ерании - König, во ‘ранции - roi, в Ѕолгарии  - ÷ар.
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку