-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в watson71

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.10.2015
«аписей: 2217
 омментариев: 507
Ќаписано: 2737

Ђ линок бога смертиї

ѕ€тница, 15 »юл€ 2016 г. 00:48 + в цитатник

 атар (или джамадхар) относитс€ к толчковым ножам, называемым также тычковыми или ножами кастетного хвата. —амо название этого оружи€ означает «клинок бога смерти» или «€зык бога смерти». ¬стречались они в  итае, »ндонезии, в ≈вропе, но наибольшее распространение получили в »ндии.

–асцвет «эпохи» катара приходитс€ на 16-18 вв., хот€ по€вились они значительно раньше. ≈ще в 14 в. арабский путешественник »бн Ѕаттута так описывал одну из сцен, увиденныхим в »ндии: «∆ители деревни окружили его, и один из них нанес ему колющий удар с помощью катара. “ак называетс€ железное оружие, напоминающее лемех плуга; рука вставл€етс€ в него так, что предплечье оказываетс€ защищено; клинок €вл€етс€ продолжением руки и имеет в длину два локт€ (то есть около 900 мм), и удар этим оружием смертелен».  атар примен€лс€ прежде всего дл€ нанесени€ колющих ударов.  линок в виде равнобедренного треугольника с достаточно широким основанием обеспечивал высокий поражающий эффект. “акой клинок позвол€л наносить т€жЄлые колотые раны, которые приводили (как минимум!) к быстрой потере крови; такие раны сами не закрывались, да и зажать их рукой было невозможно. „аще всего клинок катара имел форму равнобедренного треугольника,

хот€ встречаютс€ катары с другими формами клинка и даже с несколькими клинками.

ƒлина клинка может варьироватьс€ в широких пределах от 10 сантиметров до метра и более.

 ак правило, сечение клинка ромбовидное, характерное дл€ колющего оружи€. ќт основани€ клинка отход€т две пластины (реже два стержн€), идущие вдоль предплечь€. ќни либо параллельны, либо расход€тс€ под небольшим углом. Ќа определЄнном рассто€нии от клинка эти пластины соединены двум€ поперечинами, играющими роль руко€ти. Ѕоковины выполн€ли несколько функций. ¬о-первых, они в определенной степени защищали зап€стье и могли использоватьс€ дл€ парировани€ оружи€ противника. ¬о-вторых, в сочетании с наручем или другим защитным снар€жением они образовывали конструкцию наподобие шины, накладываемой на руку при переломе, тем самым дополнительно ограничива€ подвижность зап€сть€ и дела€ св€зку рука-оружие более жесткой.  атар удерживаетс€ не силой сжати€ пальцев, как в случае оружи€ с традиционной руко€тью: пальцы запирают руко€ть в кулаке, образу€ жесткую механическую конструкцию. Ќадежность удержани€ катара не уменьшитс€, даже если рука и руко€ть будут влажными.

ѕо сравнению с обычной руко€тью амортизаци€ в лучезап€стном суставе будет значительно меньше, что обусловлено как ограничением его подвижности, так и направлением воспри€ти€ нагрузки.  линок сонаправлен с предплечьем, что обеспечивает максимальное вложение силы в колющий удар. –уко€ть фактически опираетс€ на основание ладони. Ёто особенно важно при попадании удара в твердую цель (доспех или кость), так как позвол€ет практически безболезненно и абсолютно надежно амортизировать отдачу. ¬ случае кинжала с обычной руко€тью сила противодействи€ ложитс€ в основном на достаточно слабые мышцы и кости пальцев. –уко€ть, образованна€ двум€ поперечинами, наиболее распространена, хот€ на некоторых образцах встречаютс€ руко€ти и из большего количества поперечин. “ака€ конструкци€ решает одну из основных проблем, возникающих при удержании толчковых ножей, а именно: проворачивание руко€ти в кулаке под воздействием силы, направленной на плоскость клинка. ¬ редких образцах катара с руко€тью в виде одной поперечины данна€ задача решаетс€ с помощью крупного утолщени€ (в форме пластины), размещенного в середине руко€ти.

 роме того, руко€ть подобных конструкций обычно имеет в сечениине не круг, а овал. —пецифические утолщени€ в середине руко€ти напоминают традиционные непальские ножи кхукри. ƒанное утолщение служит дл€ предотвращени€ продольного перемещени€ руки по руко€ти. »зредка встречаютс€ катары, изготовленные на юге »ндии, руко€ти которых рассчитаны на обмотку веревкой, однако большинство образцов не требуют такой «доработки». »звестно, что иногда перед боем катар прив€зывали к руке. ¬ коллекци€х индийских музеев есть катары со специальными ремешками дл€ пристегивани€ к руке, а также катары с отверсти€ми в руко€ти дл€ пропускани€ веревки.

ѕрив€зывание служило не только символом бо€ до смерти или победы, но и неплохим методом профилактики утраты оружи€ в зат€жном бою: надежность удержани€ катара, прив€занного к руке, практически не зависит от степени усталости воина. ¬озможность нанесени€ мощного удара, в том числе по твердой цели, обусловила тот факт, что многие образцы катаров выполнены как оружие дл€ пробивани€ кольчуги. “акие «бронебойные» катары имеют характерное утолщение клинка вблизи остри€, обеспечивающее дополнительное упрочнение этого наиболее нагруженного при уколе участка.

 ак уже отмечалось, конструктивные особенности катара определ€ют его поражающие свойства в колющем ударе. ќднако руб€щие и секущие атаки им малоэффективны. Ќекоторые разновидности катара создавались с очевидным намерением компенсировать этот недостаток, например катар с изогнутым клинком.

“ака€ конструкци€, безусловно, повышает режущие свойства оружи€, но в результате ухода остри€ с оси клинка происходит значительна€ потер€ эффективности колющего удара. ƒругой вариант предусматривает использование клинка с особой геометрией режущей кромки. Ќекоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса.

ƒругие - клинок с двойным изгибом, своей формой напоминающие €таган или традиционный индийский кинжал «бичва». ¬стречаютс€ также катары, режуща€ кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминающа€ серрейторную заточку современных ножей.

ѕредставл€ет интерес раскрывающийс€ катар «джамадхар селикани», что означает «имеющий три клинка». ќсобенностью конструкции данного типа €вл€етс€ специальный механизм, приводимый в действие путем сжимани€ поперечин, образующих руко€ть.

ћеханизм раскрывает клинок на две половинки, которые расход€тс€ под углом как ножницы, поэтому в англо€зычной литературе така€ конструкци€ получила название«катар-ножницы» (scissors-katar). ѕри этом открываетс€ третий клинок, дл€ которого полые половинки основного клинка в сложенном положении €вл€ютс€ ножнами.

ѕричем существует этот вид далеко не в единичном экземпл€ре. ÷ентральный клинок обычно слишком короткий дл€ того, чтобы его можно было использовать. ѕоловинки основного клинка имеют слишком большую толщину вследствие того, что должны в сложенном положении вмещать в себ€ центральный клинок. ¬ результате такой складной катар практически непригоден дл€ нанесени€ колющих ударов. „етких исторических свидетельств, описывающих метод использовани€ такого катара, нет. ќдна из гипотез (высказываема€ и в отечественной, и в зарубежной литературе) заключаетс€ в том, что такой катар раскрывали внутри тела противника, значительно увеличива€ поражающий эффект. ¬еритс€ в такое с трудом потому, что усилие, необходимое дл€ раскрывани€ катара, весьма значительно. Ќетрудно представить, насколько оно возрастет, если катар будет погружЄн в тело человека. Ѕолее того, механизм катара имеет возвратную пружину, складывающую половинки клинка, как только давление на руко€ть будет убрано.

ƒруга€ гипотеза выгл€дит более убедительной. —огласно ей, «джамадхар селикани» представл€ет собой аналог европейского раскрывающегос€ кинжала «дага шпрингклинге». “акой кинжал держат в левой руке и в нужный момент, раскрыва€ его, превращают в ловушку дл€ вражеского клинка. Ѕезусловно, речь не идет о том, чтобы сломать клинок противника или вырвать оружие из рук. “ака€ ловушка предназначена прежде всего дл€ того, чтобы задержать возврат клинка противника, создава€ благопри€тный момент дл€ атаки основным оружием, наход€щимс€ в правой руке.

¬ рукописи јбул ‘азл јллами упоминаютс€ катары с несколькими остри€ми, рассчитанными на максимальное повреждение при нанесении удара.

«начительное количество подобных образцов, представленных в различных коллекци€х, говорит о том, что данна€ конструкци€ была достаточно распространенной. ¬ литературе описана еще одна разновидность катара с трем€ клинками. Ёто оружие представл€ет собой собственно катар и два кинжала, удерживаемых пр€мым и обратным хватами. ќсновной клинок имеет традиционную треугольную форму, а два боковых напоминают индийские кинжалы бичва и направлены практически перпендикул€рно основному.

¬ 1617 вв. в “анжоре, ћайсоре и р€де других округов на юге »ндии получили распространение катары с дополнительным щитком дл€ защиты кисти, сжимающей руко€ть. ќни известны под названием «бэраджамдэда», то есть «принос€щий смерть».

ўиток зачастую имел форму кобры с раздутым капюшоном.»ногда щиток был покрыт ажурными отверсти€ми наподобие гард португальских рапир. ќбычно такой катар примен€лс€ в качестве основного оружи€ в сочетании с защитной рукавицей или доспехом, прикрывающим руку от кисти до локт€; в левой при этом держали круглый щит. ћногие эксперты придерживаютс€ мнени€, что именно такие катары с длинным клинком и развитой защитой кисти €вились промежуточным звеном эволюции катара в меч «пата».

ћногие катары в 16 в. изготавливались как монолитные конструкции, в которых клинок и руко€ть составл€ют одно целое.

¬ более поздних образцах клинок обычно крепилс€ к руко€ти с помощью заклепочного соединени€.

ƒополнительную жесткость клинку придают специальные продольные ребра. ∆елобки на клинке катара выполн€ют целый р€д функций. ¬о-первых, они позвол€ют облегчить конструкцию, во-вторых, применение желобков (в случае изготовлени€ ковкой) позвол€ет кузнецу перераспределить материал и сделать клинок более широким у основани€, использу€ дл€ этого небольшое количество металла. ¬ третьих, благодар€ использованию желобков, участки клинка будут иметь различную толщину и, следовательно, по-разному прогреватьс€ и остывать при термической обработке. ¬ конечном итоге это приведЄт к возникновению в различных участках клинка системы разнонаправленных напр€жений, что способствует повышению его прочностных свойств.

ƒл€ изготовлени€ клинков катара традиционно использовалс€ индийский булат (литой дамаск) или вутц.

—одержание углерода в нем 1,52%. ƒанный материал представл€ет собой металлический композит, в котором в м€гкой железной матрице проход€т «волокна», образованные скоплени€ми очень твердых сферических зЄрен карбида железа (цементита). Ѕлагодар€ своей уникальной структуре, вутц сочетает два свойства, считающиес€ в металлургии противоположными, твердость и в€зкость. «ерна цементита, выход€щие на поверхность режущей кромки, образуют на микроуровне пилу или, иными словами, своеобразный микросеррейтор. «а счет этого обеспечиваютс€ выдающиес€ режущие свойства клинков из вутца.

“радиционна€ технологи€ производства вутца была утер€на в середине 18 в. ћногочисленные исследовани€ позволили восстановить лишь общую последовательность действий и объ€снить еЄ с точки зрени€ современной науки. ¬первые в ≈вропе металлический композит, по химическому составу и структуре аналогичный вутцу, был получен в 19 в. русским металлургом ѕ.ѕ. јносовым, однако технологи€, применЄнна€ им, заключалась в сплавлении железа с графитом и отличалась от той, что по описани€м использовалась индийцами. »звестно, что у индийцев существовало несколько методов изготовлени€ вутца: как непосредственно из железной руды, так и из железа. ¬ глин€ный сосуд (тигель) укладывалось железо (или два вида железа или железной руды), листь€, стекло, древесный уголь, а также, возможно, еще р€д компонентов. —осуд замазывалс€ глиной, смешанной с рисовой шелухой. ƒалее его подвергали нагреву, длившемус€ до нескольких дней. ¬ процессе нагрева стекло расплавл€лось и образовывало флюс, св€зывающий шлаки и предохран€ющий железо от окислени€. Ћисть€ при нагревании выдел€ли водород, который ускор€ет процесс науглероживани€ железа. ¬ тигле организовывалс€ цикличный процесс, в ходе которого железо поглощало углерод, что снижало его температуру плавлени€ и, в свою очередь, позвол€ло поглотить следующую порцию углерода. Ѕлагодар€ точному расчету времени, индийские мастера могли остановить процесс в тот момент, когда в расплавленном железе с высоким содержанием углерода плавали небольшие фрагменты малоуглеродистого железа. ќстудив и разбив тигель, мастер получал слиток вутца.

ƒалее следовал процесс выковывани€ и термообработки клинка.

«авершающим этапом были полировка и травление поверхности клинка с помощью состава из рыбьей желчи, пальмовой смолы, козьего и кобыльего молока. ¬ результате того, что участки с разным содержанием углерода по разному поддаютс€ полировке и по разному трав€тс€, на поверхности по€вл€лс€ узор из светлых линий, соответствующих волокнам цементита, на темном фоне.

¬с€ последовательность изготовлени€ от начала до конца насыщена детал€ми, отклонение от которых приведет к неудаче всего процесса. ¬о-первых, чрезвычайно важны компоненты: дл€ тигл€ требуетс€ глина особого сорта, необходимо использовать листь€ определенного растени€, уголь также должен быть получен из конкретного сорта древесины.  ак было установлено, железна€ руда должна содержать примеси ванади€ или молибдена, служащие основой дл€ образовани€ скоплений частиц цементита. ¬о-вторых, необходим точный контроль температурного режима и длительности всех этапов процесса. ¬-третьих, играет роль то, в чем охлаждать клинок при закалке, а также то, каким участком начинать погружать клинок в охлаждающий состав. ќ феноменальных возможност€х клинков из стали вутц ход€т легенды, приписывающие таким клинкам способность рассекать одним ударом доспех и тело под ним, рубить камни, разрезать подброшенный в воздухшелковый платок, сгибатьс€ чуть ли не в кольцо и затем распр€мл€тьс€ без вс€кого вреда дл€ себ€. ¬се эти потр€сающие характеристики основаны на физических €влени€х, исследованию которых посв€щены многие работы российских и зарубежных ученых. Ќапример, в работах ¬.ѕ.Ѕорзунова и ¬.ј. ўербакова даетс€ весьма подробное объ€снение природы исключительных свойств вутца. Ѕезусловно, говор€ о вутце, необходимо помнить, что речь идет, в первую очередь, о технологии изготовлени€, а не о конкретной марке стали с определенными стандартными характеристиками. ќчевидно, что вутц, выплавленный разными мастерами, может сильно различатьс€ по качеству и свойствам.

¬стречаютс€ катары из сплава вутц, у которых острие изготовлено из другой стали и наварено на основной клинок. ¬ любом случае, сделано ли это по первоначальному замыслу или в результате ремонта, это говорит о том, что свойства самой стали вутц, использованной дл€ изготовлени€ этих катаров, оказались неадекватны решаемой задаче.

ћногие катары, изготовленные в 16-18 вв., используют клинки европейских мечей и рапир. “акие клинки в »ндии назывались «ференги» (иностранные). Ќапример, катар в коллекции Tanjore Palace Armoury имеет на клинке клеймо знаменитого италь€нского мастера 16 в. јндрэ ‘ерара (Andrea Ferara). ƒругой катар также имеет клинок от европейского меча.

“акие катары наиболее распространены в кн€жествах, ведших активную торговлю с ≈вропой. —купались в основном сломанные или пришедшие в негодность мечи и рапиры, часть клинка которых и шла на изготовление катара.  атар, служащий ножнами дл€ другого катара, редка€ разновидность данного вида оружи€. ¬ р€де сохранившихс€ образцов катар-ножны малопригоден дл€ применени€ по пр€мому назначению в силу скругленности остри€ и отсутстви€ лезвий.

ќдна из гипотез применени€ данного катара основана на потенциальной возможности дозировани€ летальности воздействи€. — помощью катара ножен можно было нанести акцентированный удар, не привод€щий к фатальному исходу, а в случае эскалации ситуации извлечь и использовать острый вложенный катар. „то-то вроде концепции, лежащей в основе складного ножа Gunting фирмы Spyderco.

Ќекоторые катары 17-18 в. украшены изображени€ми сцен охоты на тигров.

Ќа р€де картин и иллюстраций к книгам того времени катар присутствует в экипировке охотников, а на одной даже используетс€ против тигра (им защищаетс€ раненый человек, выпавший из седла). ¬се это послужило основанием дл€ ошибочного утверждени€, согласно которому основным назначением катара €вл€етс€ нанесение добивающего удара раненому тигру, хот€ очевидно, что гораздо разумнее дл€ такой цели использовать копье или другое оружие с более безопасной дистанции. ѕри всей неправдоподобности охотничьей гипотезы в некоторых каталогах антикваров катар проходит как «кинжал дл€ охоты на тигров».

’арактерной особенностью катара, как и индийского оружи€ в целом, €вл€етс€ отделка: чем выше статус владельца, тем более сложный и богатый декор примен€лс€ мастерами.

»ндийские оружейники использовали различные виды отделки, в том числе насечку золотом и серебром, технику перегородчатой эмали, чеканку. ќдной из наиболее распространенных техник отделки, примен€емой на катарах, €вл€етс€ «кофтгари»: традиционна€ индийска€ техника насечки золотом.

—уть ее заключаетс€ в следующем: на поверхность с помощью острой металлической иглы наноситс€ рисунок из глубоких царапин. ¬ эти царапины укладываетс€ и вколачиваетс€ золота€ (реже серебр€на€) проволока. ѕосле этого поверхность нагревают, затем снова обрабатывают молотком. ‘инальным этапом €вл€етс€ полировка поверхности природным абразивом (белым пористым индийским камнем).

„лены воинского сослови€ раджпутов были практически неразлучны с катарами: на средневековых картинах, изображающих сцены приемов и пиршеств, и хоз€ин, и гости показаны с катарами за по€сом. –аджпуты носили катар с правой стороны.

»спользовалс€ он в сочетании с саблей талвар, а его применение напоминало европейскую технику работы кинжалом дл€ левой руки. ѕри работе на дистанции им в основном выполн€ли парировани€ и у воды клинка противника, нанос€ удары своей саблей. Ќа сближении, заблокировав саблю противника, катаром наносили колющие удары. ¬ боевом искусстве сикхов катар примен€етс€ и как основное оружие дл€ правой руки, в левой при этом может быть небольшой круглый щит. ѕопул€рность катара у нихангов, одной из воинских сект сикхов, св€зана с тем,что данное оружие позвол€ет реализовать принцип «чаткха», то есть убивать одним ударом. ѕо этическому кодексу нихангов, быстрота совершени€ убийства символизирует отсутствие заинтересованности в самом процессе умерщвлени€ жертвы: ниханг, убива€ по необходимости (врага или животное), не совершает злоде€ни€. ¬ южных област€х »ндии катар рассматривалс€ прежде всего как средство самозащиты при внезапном нападении и как оружие ближнего бо€ дл€ помещений и зарослей.  атар носили слева за по€сом, над саблей. —охранились даже комбинированные сдвоенные ножны дл€ ношени€ сабли и катара. Ќа многих картинах правители государств »ндии изображаютс€ с правой рукой, лежащей на руко€ти катара. Ётим символизировалась готовность отразить любое нападение.

ѕредставление о технике использовани€ катара можно получить, посмотрев выступлени€ мастеров боевого искусства калари-пай€тту, практикуемого на юго-западном побережье »ндии (штат  ерала).

„то касаетс€ техники работы катаром, большинство индийских систем воинской подготовки используют преимущественно колющие удары по пр€мым, реже дуговым, траектори€м. ѕри уколах в шею и коротких боковых ударах в корпус катар зачастую поворачивают плоскостью клинка параллельно земле. ѕри ударе в корпус така€ ориентаци€ клинка позвол€ет ему пройти между ребер, а при ударе в шею повышает веро€тность поражени€ кровеносных сосудов, которые, как известно, идут вертикально. –уб€щие удары катаром нанос€тс€ с мощным вложением корпуса и во многом напоминают удар «рука-меч» в технике классического каратэ. Ќаиболее характерным €вл€етс€ руб€щий удар в область шеи, идущий по диагонали сверху вниз. —уществует также особа€ техника порезов на возвратном движении после неудачного выпада.  атар, пройд€ бок о бок с воинами »ндии несколько столетий, стал своеобразным символом воинской доблести.

¬ 19 в. символ катара часто сто€л в конце подписи у раджпутов. ≈го также высекали на пам€тниках павшим во им€ долга. —имволика катара нашла отражение и в форме колониальных войск ¬еликобритании: эмблему кавалерийского полка 13th Rajputs The Shekhawati Regiment образуют два катара, скрещенных над числом 13.

 атар изображен на знамени кн€жества ћевар и символизирует вооруженную борьбу индийцев за независимость. »зображение катара встречаетс€ на серебр€ных рупи€х 19 в. и на первых марках округа Ѕунди..."

ј дальше те самые замечательные катары, о которых € писал в самом начале поста:

¬от ещЄ один "вкладыш" - катар в катаре:

 атар "триплекс" - состоит из двух разъЄмных половинок, которые соедин€ютс€ в одно целое и вкладываютс€ в катар-ножны:

 ривой (ну очень кривой) катар:

 атар семилезвийный, к сожалению фото одно и не очень пон€тно, как эту колючую штуку держать, к локтю что-ль присобачивать??? ћожет кто знает, отпишитесь в комментах.

 атар-ножницы:

”же знакомый ¬ам по первой картинке в абзаце про "вутц" катар в роскошных дамассковых ножнах с набором инструмента :

ѕарочка катаров-пистолетов:

ƒлинный катар с роскошной, просто офигительной гардой, на которой уместились слон, лошадь, два павлина, две антилопы, травка-листики и что-то там ещЄ:

ј теперь перейдЄм к катарам с "окошками". „то это такое ¬ы сейчас увидите.

»так, парные катары с окошками. ¬ окошке одного катара изображЄн, по всей видимости, его хоз€ин-раджа, в окошке другого - его любима€ жена(или наложница):

ѕоскольку дальше катары пойдут с элементами эротики (а вы как думали, »нди€! ≈сли б не  ама-сутра, не было бы там сейчас миллиарда индусов), лицам с неокрепшей психикой и дет€м до 18 лет смотреть категорически не рекомендую.

 атары с "окошками", в "окошках" ... а, смотрите сами:

Ќу и самый последний, какой-то совсем навороченный катар в красных бархатных ножнах, мало того, что из "вутца" и с отделкой "кофтгари", и с "окошками", и с  ама-сутрой в "окошках", так ещЄ и дробь в его клинок напихали зачем-то...  рута€ штука получилась, вот зацените:

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку